Внимание! Конкурс «Живая классика»

Стартовал Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика — 2020»

Для участия в в муниципальном туре конкурса необходимо  до 1 февраля 2020 года пройти обязательную регистрацию участников Конкурса – обучающихся общеобразовательных организаций города на официальном сайте Конкурса (www.youngreaders.ru).

Школьный куратор   конкурса —  Павлова Жанна Викторовна ( каб 32.). По всем вопросам можете обращаться к куратору конкурса, учителям русского языка и литературы.

ПОЛОЖЕНИЕ О ВСЕРОССИЙСКОМ конкурсе юных чтецов «ЖИВАЯ КЛАССИКА»

 

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    • Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика» (далее — Конкурс) — соревновательное мероприятие по чтению вслух (декламации) отрывков из прозаических произведений российских и зарубежных писателей. В рамках Конкурса участникам предлагается прочитать вслух на русском языке отрывок из выбранного ими прозаического произведения.
    • В Конкурсе могут принимать участие учащиеся 5-11 классов учреждений общего и дополнительного образования не старше 17 лет (включительно) на момент проведения отборочных туров всероссийского финала конкурса.
    • Конкурс проводится ежегодно.
    • Участие в Конкурсе является бесплатным. Взимание организационных и прочих взносов с участников недопустимо.
    • Конкурс проводится под патронатом Министерства просвещения Российской Федерации.
  2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА
    • Целью конкурса является повышение интереса к чтению у школьников.
    • Для реализации этой цели конкурс решает следующие задачи:
  • развивающие, в том числе формирование привычки к чтению, развитие эмоционального интеллекта, читательского вкуса, навыков выразительного чтения на основе глубокого осмысления текста;
  • образовательные, в том числе расширение читательского кругозора детей через знакомство с произведениями русской литературы XVIII-XXIвв., с современной русской детской и подростковой литературой, с зарубежной и региональной литературой;
  • социальные, в том числе поиск и поддержка талантливых детей, создание социального лифта для читающих детей, формирование сообщества читающих детей;
  • инфраструктурные, в том числе знакомство школьников с возможностями современных библиотек, создание сетевой среды, пропагандирующей чтение как ценность.
  1. УЧРЕДИТЕЛЬ КОНКУРСА. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ И ЖЮРИ
    • Учредителем и организатором Конкурса является Фонд «Живая классика» (далее — Учредитель).
    • Руководство организацией и проведением Конкурса осуществляет Организационный комитет (далее — Оргкомитет), формируемый из писателей, библиотекарей, деятелей культуры и искусства, общественных деятелей, учителей русского языка и литературы, педагогических работников системы дополнительного образования, представителей Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Фонда «Живая классика».
    • Оргкомитет утверждает Жюри Конкурса. В составе Жюри должно быть 3-7 человек. В Жюри должны входить писатели, актеры, режиссеры, литературоведы, общественные деятели, деятели культуры и искусств, преподаватели литературы, представители Министерства образования и науки Российской Федерации. Председатель Жюри Конкурса должен меняться каждый год. Один и тот же Председатель Жюри не может быть избран дважды.
    • Руководство организацией и проведением Конкурса в субъектах Российской

Федерации осуществляют Региональные кураторы (представители

Комитетов/Министерств/Департаментов) образования и науки и Комитетов (Министерств/Департаментов) по культуре субъектов Российской Федерации, общественные деятели, учителя русского языка и литературы, педагогические работники системы дополнительного образования, сотрудники библиотек).

  • Региональные кураторы формируют Региональный оргкомитет Конкурса, который утверждает Жюри Конкурса в регионах не позднее 10.03.2020 г. и предоставляют информацию в Оргкомитет конкурса. В составе Жюри должно быть от 3-7 человек, количество членов жюри должно быть нечетным. В Жюри должны входить писатели, актеры, режиссеры, литературоведы, общественные деятели, деятели культуры и искусств, преподаватели литературы, представители Комитетов (Министерств/Департаментов) образования и науки Российской Федерации. Председатель Жюри Конкурса должен меняться каждый год. Один и тот же Председатель Жюри не может быть избран дважды.
  • Организатор размещает координаты Региональных кураторов на официальном сайте Конкурсаwww.youngreaders.ru.
  • Члены жюри оценивают выступление каждого конкурсанта в соответствии с критериями, описанными в приложении 2 к настоящему Положению. При оценивании члены жюри пользуются оценочными листами (см. приложение 6).
  • Не допускается включение в Жюри заинтересованных лиц: учителей,

представителей школ, родственников выступающих конкурсантов.

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНКУРСА
    • Конкурс проводится в несколько туров:
  • подготовительный этап
  • классный тур,
  • школьный тур,
  • районный / муниципальный тур,
  • региональный тур,
  • всероссийский тур,
  • суперфинал конкурса.

Рекомендации по организации отдельных туров Конкурса — в приложении 1 к настоящему Положению.

  • Конкурс проводится для всех желающих без предварительного отбора. Отказ школьнику в участии на первом — классном — туре Конкурса не допускается. Переход в следующий тур осуществляется по решению жюри Конкурса.
  • Обязательным условием участия в конкурсе является регистрация участника на официальном сайте конкурсаyoungreaders.ru . Заявки на участие в конкурсе подаются только через официальный сайт Конкурса www.youngreaders.ru. Участник конкурса может зарегистрироваться только от одного учреждения (школа/учреждение дополнительного образования).
  • Конкурсанты, не прошедшие регистрацию на сайте, к участию в Конкурсе не допускаются.
  • Регистрацию для участия в Конкурсе может пройти как участник, так и законный представитель участника (родители, усыновители, опекуны и попечители, представители таких учреждений, как детский дом, дом для инвалидов, представители органов опеки и попечительства).
  • Для получения оперативной информации о ходе Конкурса участникам рекомендуется зарегистрироваться в официальном сообществе Конкурса: http://vk.com/young_readers
  • Регистрацию на сайте должны пройти как участники, так и ответственные за его проведение в каждом из туров — в классе, школе/учреждении дополнительного образования, районе и регионе.
  • Календарь Конкурса на 2020 год представлен в приложении 4 настоящего Положения.
  1. СОДЕРЖАНИЕ КОНКУРСНОЙ ПРОЦЕДУРЫ
    • В ходе конкурсных испытаний участники декламируют отрывки из своих любимых прозаических произведений любых российских или зарубежных авторов XVIII- XXI века.
    • В первом — классном — туре конкурса допускается выразительное чтение выбранного текста по книге или иному источнику. В следующих турах конкурсанты читают текст на память.
    • Каждый участник Конкурса выступает самостоятельно и не может прибегать во время выступления к помощи других лиц.
    • Максимальная продолжительность выступления каждого участника — 5 минут, рекомендованная продолжительность выступления — 3-4 минуты. При превышении регламента члены жюри имеют право прервать выступление.
    • Во время выступления могут быть использованы музыкальное сопровождение, декорации, костюмы. Однако их использование не является преимуществом и не дает дополнительных баллов.
    • Участник Конкурса имеет право выступать в классных, школьных, районных и региональных турах Конкурса как с одним и тем же произведением, так и с разными. Исключением являются выступления в финале и суперфинале, где участник не имеет права менять произведение перед выступлением.
    • Победители и финалисты конкурсов прошлых лет принимают участие в новом конкурсе на общих основаниях и обязаны выбирать для выступления отрывки из произведений, с которыми ранее не выступали.
    • При нарушении правил участия в Конкурсе участник может быть снят с конкурсных испытания. Решение об этом принимает оргкомитет или жюри соответствующего тура.
  2. КВОТЫ УЧАСТНИКОВ ПО ТУРАМ
    • Количество участников первого тура (классного) не ограничено.
    • Количество победителей первого тура (классного) — не более 3-х конкурсантов от каждого класса.
    • Количество победителей второго тура (школьного) — не более 3-х победителей от каждой школы. Решение о делении участников на возрастные группы школа принимает по собственному усмотрению. Деление на возрастные группы не является обязательным условием Конкурса. Победителями школьного тура Конкурса могут стать учащиеся одной или разных возрастных групп.
    • Количество победителей третьего тура (районного / муниципального) — не более 3-х конкурсантов от каждого района/ муниципалитета. Решение о делении участников на возрастные группы район/муниципалитет принимает по собственному усмотрению. Деление на возрастные группы не является обязательным условием Конкурса. Победителями районного тура Конкурса могут стать учащиеся одной или разных возрастных групп.
    • Количество победителей четвертого тура (регионального) — не более 3-х конкурсантов от каждого региона. Решение о делении участников на возрастные группы регион принимает по собственному усмотрению. Деление на возрастные группы не является обязательным условием Конкурса. Победителями регионального тура Конкурса могут стать учащиеся одной или разных возрастных групп.
    • Количество победителей отборочных туров всероссийского финала Конкурса — не более 15 конкурсантов.
    • Количество победителей финала Конкурса — не более 10 конкурсантов.
    • Количество победителей суперфинала Конкурса — не более 3 конкурсантов.
    • Оргкомитет имеет право в исключительных случаях изменить количество участников Всероссийского финала и суперфинала.
  3. НАГРАЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ И ПОБЕДИТЕЛЕЙ
    • Выступления участников конкурса оцениваются исходя из критериев, представленных в приложении 2 настоящего Положения.
    • Каждый участник Конкурса получает в электронном виде свидетельство об участии (свидетельство будет размещено на сайтеyoungreaders.ru в личных кабинетах участников).
    • Победителями классного тура Конкурса считаются три участника, набравшие наибольшее количество баллов. Они награждаются дипломом «Победитель классного тура Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» (диплом будет размещен на сайте youngreaders.ru в личных кабинетах участников) и становятся участниками школьного тура.
    • Победителями школьного тура Конкурса считаются три участника, набравшие наибольшее количество баллов. Они награждаются дипломом «Победитель школьного тура Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» (диплом будет размещен на сайте youngreaders.ru в личных кабинетах участников). Победители школьного тура становятся участниками районного тура Конкурса.
    • Победителями районного тура Конкурса считаются три участника, набравшие наибольшее количество баллов. Они награждаются дипломом «Победитель районного тура Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» (диплом будет размещен на сайте youngreaders.ru в личных кабинетах участников) и призами от спонсоров. Победители районного этапа становятся участниками регионального этапа Конкурса.
    • Победителями регионального этапа Конкурса считаются три участника, набравшие наибольшее количество баллов. Они награждаются дипломом «Победитель регионального тура Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» (диплом будет размещен на сайтеyoungreaders.ru в личных кабинетах участников), путевкой в МДЦ «Артек», медалями, изготовленными фабрикой «Гознак» (вручаются в МДЦ «Артек»). Победители регионального этапа Конкурса становятся участниками Всероссийского финала.
    • Лауреатами конкурса становятся участники регионального этапа, следующие по списку за вошедшими в тройку победителями, набравшие максимальное количество баллов, но не более 20% от общего количества участников регионального этапа. Они награждаются дипломом «Лауреат Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» (диплом будет размещен на сайтеyoungreaders.ru в личных кабинетах участников).
    • Победителями Всероссийского финала Конкурса считаются 10 участников, набравших по оценкам жюри наибольшее количество баллов. Они награждаются дипломом «Суперфиналист Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика», подарками от спонсоров Конкурса и возможностью выступить на Красной площади в Москве.
    • Победителями Всероссийского Конкурса считаются 3 участника, набравших наибольшее количество баллов. Они награждаются дипломом «Победителя Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика», подарками от спонсоров и путевками в детские летние лагеря «Живая классика».
  4. ФИНАНСИРОВАНИЕ КОНКУРСА
    • Финансирование Конкурса в регионах осуществляется за счет бюджета региона.
    • Финансирование Всероссийского финала Конкурса в МДЦ «Артек» осуществляется за счет Министерства просвещения Российской Федерации.
    • Проезд победителей региональных туров Конкурса в Международный детский центр «Артек» осуществляется за счет бюджета региона.
    • Проезд суперфиналистов в Москву осуществляется за счет бюджета региона.
    • Призы районного, регионального, всероссийского туров Конкурса предоставляет Фонд «Живая классика».
    • Медали для победителей региональных этапов Конкурса изготавливает АО «Гознак».
  5. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА
    • В 30-ти регионах РФ, которые будут определены в ходе голосования пользователей на сайтеwww.youngreaders.ru,конкурсанты из числа одиннадцатиклассников, получившие рекомендации от членов жюри, смогут побороться за право на льготных условиях поступать в Театральный институт имени Б. Щукина.
    • Соответствующий отбор будет производиться педагогами Театрального института имени Б. Щукина путем прослушивания конкурсантов-одиннадцатиклассников, рекомендованных членами жюри школьных, районных, регионального этапов. В каждом из 30-ти регионов к прослушиванию допускается не более 100 участников.
    • Прослушивания состоятся в марте-апреле 2020 г.
    • Участники, успешно прошедшие прослушивания, получат право на льготных условиях, минуя первый тур, поступать в Театральный институт имени Б. Щукина.

 

Приложение 1

к Положению о Всероссийском конкурсе

юных чтецов «Живая классика»

РЕГЛАМЕНТ ПРОВЕДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ТУРОВ КОНКУРСА

  1. Подготовительный этап конкурса проводится региональными и районными/муниципальными кураторами конкурса.
    • Всероссийская Неделя «Живой классики» проводится в областных, районных, школьных библиотеках. Материалы для проведения Всероссийской Недели «Живой классики» предоставляются Оргкомитетом конкурса.
    • Телемосты с участниками и организаторами конкурса из других стран проводятся региональным организатором конкурса (совместно с куратором страны).
  2. Первый тур (классный) проводится среди участников одного класса.

2.1 Организатором классного тура может выступить учитель русского языка и литературы, классный руководитель, педагог дополнительного образования.

  • На классном этапе организатор предлагает каждому из учеников самостоятельно выбрать книгу, которая произвела самое сильное впечатление (критерии выбора — интерес к проблематике, яркое впечатление, близкие мысли и переживания автора и героев). Выбранные участниками книги не должны повторяться.
  • В течение месяца учитель может предлагать детям обменяться книгами, изменить первоначально выбранное произведение. Затем организатор проводит обсуждение и выясняет, какие книги и почему выбрали ученики. Этот этап важен как возможность вовлечь в дискуссию о литературе и чтении не читающих детей. Желающие могут посоревноваться в чтении отрывков из своих любимых книг (на классном этапе можно читать как по книге, так и на память).
  • Организатор классного тура должен оповестить будущих участников о необходимости зарегистрироваться на сайте youngreaders. ru. Организатор классного тура регистрируется на сайте www.youngreaders.ru
  • Отчет о проведении классного тура Конкурса (имена победителей и названия произведений) должен быть размещен на странице класса на сайтеyoungreaders.ru.
  • Три победителя классного тура становятся участниками школьного тура.
  1. Второй тур (школьный) проводится среди конкурсантов учреждений общего или дополнительного образования.
    • В этом туре конкурса принимают участие по три победителя от каждого класса.
    • Ответственным за проведение Конкурса в школе/учреждении дополнительного образования может быть директор, его заместитель, учитель, методист или библиотекарь. От одной школы/учреждения дополнительного образования может быть назначен только один ответственный за проведение Конкурса. Организатор школьного тура регистрируется на сайтеyoungreaders.ru
    • Участники школьного тура читают выбранный текст наизусть.
    • Три победителя школьного тура становятся участниками районного тура.
    • Отчет о проведении школьного тура Конкурса (имена победителей и названия произведений) должен быть размещен на странице школы на сайте www.youngreaders.ruРазмещение отчета является условием участия в районном туре Конкурса. Фотографии с конкурсного мероприятия размещаются на сайте по желанию ответственного за проведение школьного тура.
  2. Ответственным за проведение третьего — районного / муниципального тура

Конкурса выступает представитель библиотеки/культурного центра/муниципального учреждения дополнительного образования или органа управления образованием (по согласованию с Региональным куратором).

  • Координатор районного/муниципального тура Конкурса регистрируется на сайте youngreaders.ru,размещает информацию о месте и времени проведения районного этапа. Координатор районного/муниципального этапа Конкурса может добавлять на страницу новости, фотографии, имена победителей, список участников Конкурса и названия выбранных участниками произведений.
  • Региональный куратор предоставляет в Оргкомитет списки библиотек, культурных центров и муниципальных учреждений дополнительного образования, участвующих в районном этапе Конкурса, а также контактную информацию координаторов районного этапа Конкурса (телефон и e-mailкоординатора), дату и место проведения районного/муниципального этапа этапа.
  • Отчет о проведении районного этапа Конкурса (имена победителей, название произведений) должен быть размещен на странице библиотеки или культурного центра, а также на сайтеyoungreaders.ru. Размещение отчета является условием участия в региональном туре Конкурса. Фотографии размещаются на сайте по желанию ответственного за проведение районного тура.
  1. Четвертый тур Конкурса — региональный — проводится в субъектах Российской Федерации. Руководство организацией и проведением регионального тура осуществляют региональные кураторы (представители Комитетов / Министерств / Департаментов) по образованию или культуре субъектов Российской Федерации, общественные деятели, учителя русского языка и литературы, педагогические работники системы дополнительного образования, сотрудники библиотек).
    • Региональные кураторы формируют региональный оргкомитет Конкурса и жюри Конкурса в регионе и предоставляют информацию в Оргкомитет Конкурса. Жюри формируется из писателей, актеров, режиссеров, литературоведов, общественных деятелей, деятелей культуры и искусств, учителей литературы. В жюри должно входить не менее пяти человек, количество членов жюри должно быть нечетным. Не допускается включение в Жюри заинтересованных лиц: учителей, представителей школ, родственников выступающих конкурсантов.
    • Региональный куратор размещает в своем личном кабинете на сайте youngreaders.ru информацию о месте и времени проведения регионального тура Конкурса.
  2. Всероссийский финал Конкурса проводится в МДЦ «Артек».
    • Для участия победителей регионального тура Конкурса во Всероссийском финале региональный куратор должен разместить в своем личном кабинете на сайте youngreaders.ru отчет о проведении регионального тура Конкурса (имена победителей, названия произведений), а также зарегистрировать финалистов в системе АИС «Путевка» на сайте артек.дети для получения бесплатной путевки в МДЦ «Артек».
    • Для участия во Всероссийском финале Конкурса региональному куратору необходимо предоставить в Оргкомитет данные билетов в Симферополь (в МДЦ «Артек») победителей и сопровождающих.
    • Во время проведения отборочных этапов и Всероссийского финала Конкурса, рекомендована организация «Клуба болельщиков «Живая классика»: сбор участников школьных, районных, региональных этапов, просмотр и обсуждение Всероссийского финала конкурса.
    • Кураторам всех уровней рекомендуется продолжать работу с участниками Конкурса, не прошедшими на следующий уровень: организовывать участие чтецов в литературных мероприятиях, городских и муниципальных праздниках, приглашать в эфиры на радио, задействовать в других проектах.

 

 

 

Приложение 2

к Положению о Всероссийском конкурсе

юных чтецов «Живая классика»

ПРОЦЕДУРА ОЦЕНИВАНИЯ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫСТУПЛЕНИЙ УЧАСТНИКОВ КОНКУРСА

  1. Выступление участников оценивается по следующим критериям:
    • Выбор текста произведения:
      • Произведение, не входящее в список часто исполняемых, оценивается в 5 баллов
      • Произведение из списка часто исполняемых оценивается в 4 балла
      • Произведение, призывающее к жестокости, содержащие нецензурную лексику, оценивается в 0 баллов
      • Соответствие произведения возрасту чтеца: соответствует возрасту = 1 балл; не соответствует = 0 баллов
      • Произведения, входящие в список часто исполняемых, представлены в Приложении 3. Максимальное количество баллов по критерию «Выбор текста произведения» — 6 баллов.
    • Способность оказывать эстетическое, интеллектуальное и эмоциональное воздействие на слушателей:
      • Чтецу удалось рассказать историю так, чтобы слушатель (член жюри) понял ее. Оценивается от 0 до 5 баллов.
      • Чтецу удалось эмоционально вовлечь слушателя (члена жюри): заставить задуматься, смеяться, сопереживать. Оценивается от 0 до 5 баллов.

Максимальное количество баллов по данному критерию — 10 баллов.

  • Грамотная речь:

Правильная расстановка ударений и грамотное произношение слов (за исключением случаев, когда речевые ошибки являются особенностью речи героя произведения), оценивается от 0 до 5 баллов.  Максимальное количество баллов по данному критерию — 5 баллов.

  • Дикция, расстановка логических ударений, пауз:

Выразительность дикции, четкое произнесение звуков в соответствии с фонетическими нормами языка оценивается от 0 до 5 баллов . Максимальное количество баллов по данному критерию — 5 баллов.

  1. Максимальное количество баллов по всем критериям оценки — 26 баллов. Оценки участников жюри вносит в оценочный лист (Приложение 6).
  2. Форма голосования жюри — закрытая. Жюри принимает решение на основе выставленных баллов
  3. В случае превышение участником временного регламента (5 минут) члены жюри имеют право прервать выступление. Недопустима дисквалификация и снижение баллов за превышение временного регламента.
  4. В случае, если максимальное количество баллов набрали более 3-х участников, проводится дополнительное голосование каждым членом жюри. В случае спорной ситуации решение принимается Председателем жюри.
  5. При отказе победителя этапа принимать участие в следующем туре конкурса, на следующий тур приглашается участник, следующий по списку за вошедшими в тройку победителями, набравшие максимальное количество баллов. Отказ победителя оформляется в письменном виде.
  6. Апелляции по поводу нарушений проведения этапов Конкурса принимаются в срок не позднее чем 5 календарных дней с момента проведения этапа. Апелляции принимаются по электронной почте представителей рабочей группы (Приложение 5).
  7. В случае грубого нарушения проведения этапов конкурса возможен пересмотр результатов конкурса с проведением этапа заново. Решение о новом проведении этапа принимается региональным куратором конкурса и Оргкомитетом конкурса.
  8. Оценочные листы хранятся до 01.07.2020. Оценочные листы должны быть предъявлены Оргкомитету по требованию.

 

Приложение 3

к Положению о Всероссийском конкурсе

юных чтецов «Живая классика»

СПИСОК ЧАСТО ИСПОЛНЯЕМЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

В рамках Конкурса юных чтецов «Живая классика» участникам предлагается прочитать на русском языке отрывок из выбранного ими прозаического произведения.

В данном списке представлены авторы и произведения, которые оцениваются жюри в 4 балла.

Зарубежная литература:

Андерсен Г. Х.

Бах Р. «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

Линдгрен А. «Пеппи Длинныйчулок»

О. Генри «Дары волхвов»

Сент-Экзюпери А. де «Маленький принц»

Твен М. «Приключения Тома Сойера»

Русская литература:

Айтматов Ч. «Материнское поле», «Плаха»

Алексиевич С. «Цинковые мальчики»

Васильев Б. «А зори здесь тихие»

Ганаго Б. «Зеркало», «Письмо Богу», «Машенька»

Гоголь Н. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Тарас Бульба», «Петербургские повести», «Записки сумасшедшего», «Мёртвые души», «Ревизор»

Гончаров И. «Обломов»

Горький М. «Старуха Изергиль»

Горин Г. «Ёжик»

Грин А. «Алые паруса»

Достоевский Ф. «Преступление и наказание»

Драгунский В. «Тайное становится явным», «Главные реки», «Слава Ивана Козловского», «Где это видано, где это слыхано», «Девочка на шаре», «Друг детства», «Заколдованная буква», «Куриный бульон», «Надо иметь чувство юмора», «Он живой и светится», «Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах», «Чики-брык», «Заколдованная буква», «Друг детства», «Бы», «Если бы я был взрослым»

Дружинина М. «Гороскоп», «Мой приятель — супермен», «Звоните, вам споют», «Лекарство от контрольной»

Екимов Б. «Говори, мама, говори»

Железников В. «Чучело», «В старом танке»

Закруткин В. «Матерь Человеческая»

Зощенко М. «Аристократка», «Жених», «Калоша»

Карамзин Н. «Бедная Лиза»

Лермонтов М. «Герой нашего времени»

Маркевич К. «Монолог шизофреника о войне»

Носов Н. «Затейники», «Живая шляпа», «Федина задача»

Осеева В. «Динка», «Бабка»

Островский А. «Гроза», «Бесприданница»

Петросян Т. «Записка»

Пивоварова И. «Сочинение», «О чем думает моя голова», «Весенний дождь», «Селиверстов не парень, а золото»

Писахов С. «Как купчиха постничала», «Громка мода»

Пономаренко Е. «Леночка»

Постников В. «Жених из 3 Б»

Приставкин А. «Фотография»

Пушкин А. «Дубровский», «Капитанская дочка», «Повести Белкина», «Пиковая дама»

Русские народные сказки: «Сивка-Бурка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк»

Толстой Л. «Война и мир»

Тургенев И. «Отцы и дети», «Ася», «Записки охотника»

Тэффи Н. «Жизнь и воротник», «Экзамен», «Демоническая женщина», «Катенька», «Счастливая», «Раскаявшаяся судьба»

Успенский Э. «Крокодил Гена и его друзья»

Чарская Л. «Записки маленькой гимназистки»

Чехов А. «Каштанка», «Смерть чиновника», «Размазня», «Толсты и тонкий», «Злой мальчик», «Чайка», «Лошадиная фамилия», «Дама с собачкой», «Человек в футляре»

Шолохов М. «Тихий Дон», «Судьба человека», «Нахалёнок»

Яковлев Ю. «Гонение на рыжих», «Игра в красавицу», «Сердце земли»,

«Девочки cВасильевского острова»

   
  • Поделиться с друзьями в социальных сетях :

       

Комментарии закрыты.