5 — В класс — дружная семья.

Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.Большое значение для развития личности имеет психическое здоровье, то есть состояние душевного, физического и социального благополучия. Если человек находится в ситуации дискомфорта, то в первую очередь фрустрируется эмоциональная сфера, что в свою очередь вызывает тревожность как ответную реакцию на стрессовую ситуацию. Устойчивая тревожность порождает вегетативные, неврозоподобные и психические нарушения. Мы обследовали пятиклассников в период адаптации к средней школе, используя «Тест школьной тревожности» (Филлипса). Нам было важно знать, кто из учеников испытывает наибольший стресс и нуждается в помощи. Тест действительно позволяет определить, кто из детей испытывает стрессы в разных школьных ситуациях.

Напомню, что это:

1 — общая тревожность в школе,
2 — переживание социального стресса,
3 — фрустрация потребности в достижении успеха,
4 — страх самовыражения,
5 — страх ситуации проверки знаний,
6 — страх несоответствия ожиданиям окружающих,
7 — низкая физиологическая сопротивляемость стрессу,
8 — проблемы и страхи в отношениях с учителем.

Школьная тревожность зависит от множества других факторов. Это и уровень личностной тревожности, и стиль взаимоотношений в семье, и ценностные установки самого ребенка.

В октябре месяце в 5 –В классе была проведена диагностика по изучению школьной тревожности. В диагностике приняли участие 26 человек. По итогам исследования были получены следующие данные:

  • 35%  – школьная тревожность находится в пределах допустимой нормы.
  • 65%  — школьная тревожность имеет повышенный уровень.

В течение года была проведена работа на снижение тревожности  и повышение взаимопонимания в классе:  тренинг на сплочение коллектива, индивидуальные занятия, групповые занятия, дополнительные методики для изучения межличностных отношений.

Через полгода было проведено контрольное занятие на тревожность и групповое сплочение. Исследование показало, что уровень тревожности по сравнению с результатами октября заметно снизился у 52% учеников. Также повысилась групповая сплоченность коллектива, что  благоприятно влияет на психологический климат класса. Огромную роль в положительной динамике развития класса сыграл классный руководитель Чугунная Елена Сергеевна, который систематически интересовался результатами и всегда уделял внимание организационным вопросам. Были проведены классным руководителем  многочисленные   экскурсии и  мероприятия, которыми дети  оставались очень довольными.

Необходимо учитывать эти данные в работе с учащимися, поскольку нормальная тревожность мобилизует психическую деятельность, а повышенная оказывает противоположное воздействие, препятствуя нормальным взаимоотношениям и обучению.

Имеется ряд рекомендаций, существенно снижающих тревожность школьника:

  1. Способствовать формированию благоприятного микроклимата в школьном коллективе. Уделять внимание «непопулярным» школьникам, развивать их положительные качества и помочь в преодолении сложностей личностного и межличностного характера.
  1.  Главное, что должны сделать взрослые в этом случае, — это обеспечить ребёнку ощущение успеха. Ребёнка нужно сравнивать только с самим собой и хвалить его лишь за одно: за улучшение его собственных результатов. Если во вчерашнем диктанте было пропущено три буквы, а в сегодняшнем – только две, то это надо отметить как реальных успех, который должен быть высоко и без всякой снисходительности или иронии оценён взрослыми.
  2.   Способствуйте повышению самооценки ребёнка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
  3.  Не предъявляйте к ребёнку завышенных требований.
  4.  Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.
  5. Необходимо понять и принять тревогу ребенка, он имеет на нее полное право.
    Помочь ребенку в преодолении тревоги — значит создать условия, в которых ему будет не так страшно. Если ребенок боится засыпать в темноте, пусть засыпает при свете, если боится спросить дорогу у прохожих, спросите вместе с ним. Таким образом вы показываете ему, как можно решать тревожащие его ситуации. Делайте вместе с ребенком, но не вместо него.
    Можно поделиться своей тревогой, но лучше в прошедшем времени. Боялся, но потом удалось сделать то-то и то-то. Надо готовить ребенка к переменам, рассказывать, что его ждет.
    Ответственность не является источником тревоги, но она является знанием границ своих возможностей.
    -Если не удается разговорить ребенка, но вы подозреваете, что его что-то гнетет, поиграйте с ним. Спросите, например, чего боятся солдатики или куклы? А как им помочь преодолеть страх?
    — Быть самим более оптимистичными. Следить за выражением своего лица. Улыбайтесь чаще. Убеждайте ребенка, что все будет хорошо.
  6. Старайтесь в любой ситуации искать плюсы, по принципу «нет худа без добра». Например, ошибки в контрольной — это бесценный опыт, ты понял, что тебе надо повторить, и больше их не сделаешь.
  7. Если ребенок напряжен, предложите ему упражнение для расслабления: глубокий вдох, улыбнуться, представить что-то приятное. На приеме у зубного врача можно подумать о том, что будет, когда все закончится: пойдем домой, купим.
   
  • Поделиться с друзьями в социальных сетях :

       

Комментарии закрыты.